Программа
развития школы
Исходя из реальности сегодняшних
дней, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема
уровня духовной культуры учащихся, педагогический коллектив видит решение
проблемы в создании на базе школы с расширенным изучением дисциплин естественно-математического цикла и гуманитарных
предметов , наиболее полно
соответствующего целям и задачам современного образования.
Начиная с 2005-2006 учебного года, педагогический коллектив нашей школы
работает над внедрением профильного обучения в старшем звене обучения.
Отсюда и необходимость постановки задач, адекватных требованиям, предъявляемым
школе как учебному заведению работающем в инновационном режиме. Эти требования мы формулируем
для себя как социальный заказ, и первыми заказчиками выступают, конечно
родители. Им подчас бывает все равно, как называется школа. Им ясно, что
школа должна быть хорошей и сильной. Анализируя анкеты родителей, можно
создать некий образ школы, в которую бы им хотелось отдать своих детей:
это школа, где хорошо учат
по всем предметам, по окончании которой дети легко поступают в наиболее
престижные ВУЗы республики; в этой школе должен быть порядок и дисциплина,
должны преподавать интеллигентные педагоги, в школе должны быть свои
традиции;
школа должна давать современное
образование: наряду с требованиями к техническим предметам часто говорится
об огромной значимости гуманитарных дисциплин, важен комплекс дисциплин,
а не только углубленное изучение отдельных предметов; родителям нравится
новаторство в школе, они , как правило, с удовольствием откликаются
на эксперимент, если видят в нем «золотое зерно»;
в хорошей школе уважают
личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и после уроков;
в хорошей школе должна
быть не только интенсивная учебная жизнь, но и много спорта, туризма,
экскурсий и кружков; дети должны учится в красивой, уютной школе;
дети должны учится в современных
классах на новейшем оборудовании;
с хорошей школой жаль расставаться
и ученикам и родителям.
школа- среднее общеобразовательное
учебное заведение, ориентированное на обучение, воспитание и развитие
учащихся, склонных к умственному труду;
школа призвана давать
универсальное образование, т.е. способствовать сохранению и возрождению
интеллектуального потенциала страны;
школа призвана готовить
учащихся к получению высшего образования, к творческому труду в различных
сферах научной и практической деятельности;
школа является творческой
лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания
развивающего обучения, форм и методов его реализации; ;
Учителя, определяя
для себя требования к тому образованию, которое они должны давать,
присоединяются к мнению родителей, вышестоящих органов и общественности,
и предъявляют следующие требования к условиям работы в школе:
в школе должен быть
теплый психологический климат;
должна быть предоставлена
возможность творчества;
желательно работать на
новом, современном оборудовании;
в школе должны учится
дети, способные к умственному труду;
Требования, которые
предъявляют к школе ВУЗы, определены:
высокий уровень знаний,
широкая и глубокая эрудиция выпускников;
мотивированность выпускников
школы на продолжение образования;
желание и начала умения
заниматься исследовательской работой.
В целом обществу не безразлично,
какое поколение через 7-10 лет вольется в экономически активное население
страны, время идет - и на смену современной действительности придут другие
системы ценностей, вечные, не проходящие: нравственность и интеллект.
Дети, воспитанные на этих ценностях, должны стать опорой Российского государства.
Концепция развития
школы
Концепция как общий образ будущей школы возникает при анализе социального
факторов развития,которые на сегодняшний день имеются в школе.
Достаточно высокий кадровый
потенциал школы, обладающий необходимым уровнем преподавания и ведения
экспериментальной работы.
Определенный, уже на сегодняшний
день, контингент детей в профильных классах школы и своеобразный
престиж профильных классов, куда хотят попасть учиться.
Значительные наработки
школы в области отбора и реализации современного образования, особенно
в преподавании математики, иностранного языка, физики, истории,
экономической географии, информатики, МХК, ОБЖ, обучения в начальной школе
и т.д.
Интересные традиции и новые
творческие дела, которые делают жизнь учащихся и учителей в школе живой,
радостной и запоминающейся.
Основными задачами школьного образования являются:
Задачи
развития:
Выявление и развитие специальных
способностей учащихся;
Выявление и развитие творческих
способностей учащихся;
Развитие устойчивой мотивации
к учению и самообразованию;
Развитие ведущих психологических
навыков (коммуникативных, рефлексивных и т.д.)
Задачи
обучения:
Формирование у учащихся
целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних знаний основ
наук;
Обучение навыкам мыследеятельности;
Обучение навыкам самообразования
и научно-исследовательского труда;
Задачи
воспитания:
Формирование нравственных
основ личности;
Формирование гуманистического
отношения к окружающему миру;
Формирование внутренней
потребности личности в непрерывном совершенствовании
Принципы реализации
образования:
Принцип гуманизации образования
Принцип развивающего обучения
Принцип индивидуализации обучения
Принцип дифференциации
обучения Принцип целостности образования
Принцип гуманитаризации
образования
Принцип непрерывности образования
Содержание
образования
Содержание школьного образования
определяет существенное изменение педагогических технологий, включающих
в себя совокупность психолого-педагогических установок, определяющих подбор
и компоновку форм, методов, приемов, воспитательных средств, реализующихся
в технологических процессах.
В учебно-воспитательном процессе школы особое внимание уделяется методикам
развивающего обучения, усилению роли индивидуального подхода, активизации
познавательной деятельности в урочное и вне урочное время, усилению роли
самостоятельной, творческой работы учащихся. Развитию навыков мыслительной
деятельности, рефлексии, самоконтроля и коррекции.
Организация воспитательной
работы
Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и
является стержневым в формировании человека. Так же, как в процессе обучения
отрабатывается взаимосвязь знаний, умений и навыков, так в процессе воспитания
знания основ наук и их закономерностей рождает отношение человека к происходящим
явлениям, что, в свою очередь, формирует мировоззрение человека. Отсюда
вытекают основные направления воспитательной работы в гимназии:
Развитие познавательной
активности учащихся;
Формирование гуманистического
отношения к окружающему миру,
Формирование внутренней
потребности личности к самосовершенствованию.
Развитие познавательной
активности:
Организация этого направления тесно взаимосвязана в системе урочной и
внеурочной деятельности школьника.
Развитие познавательной активности на уроках прослеживается в отборе содержания
изучаемого на уроке материала, в разработке интересных для учащихся курсов
развивающих часов. Особое значение придается применению разнообразных
методов обучения, способствующих росту познавательной активности:
Методов усвоения-воспроизведения:
проблемно-по исковых ситуаций, игровых ситуаций, учебных дискуссий,
лабораторных экспериментов и т.п.
Методов воспроизведения-выражения:
учебно-творческих, художественно-исполнительских, исследовательских,
и т.п.
Учебно-критических: рецензирование,
научный спор, и т.п.
Развитие познавательной
активности учащихся через активизацию внеурочной деятельности:
Через творческие внеурочные формы обучения: предметные недели, конкурсы,
предметные бои, олимпиады, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д.
Через клубную и кружковую предметную деятельность: предметные кружки,
музыкальную и изо студии, клуб КВН, и т.п.
.
Формы организации коллективной деятельности учащихся различны. Но подчиняются
некоторой структуре, в зависимости от групп учащихся, с которыми организуются
эти дела.
Внутриклассная воспитательная
работа.
Воспитательная работа,
выходящая за рамки одного коллектива класса:
Клубная, кружковая внеклассная
воспитательная работа, в ходе которой формируются конкретные, стабильные
группы детей из одной параллели, объединенных общими интересами.
Межклассная воспитательная
работа, включающая творческие внеурочные формы обучения, в ходе которых
образуются временные творческие группы из разных классов и параллелей.
Формирование гуманистического
отношения к окружающему миру, формирование нравственных основ личности
Процесс формирования нравственных основ личности проходит несколько этапов,
степень глубины и взаимосвязанности которых и определяет, в конечном счете,
нравственное воспитание:
Нравственное чувство —>нравственное сознание —>нравственное мышление
—>нравственная воля —> привычные формы нравственного поведения.
Во внеурочной работе целостность этой цепочки достигается путем создания
проблемно-психологических ситуаций через коллективные творческие дела,
выезды в походы и на экскурсии. Спортивные состязания, через организацию
совместной трудовой деятельности в классе, в школе. Очень важны ситуации
взаимопомощи, ситуации оценки событий или поступков. Формирование внутренней
потребности самосовершенствования
Самосовершенствование - процесс углубления нравственного состояния личности,
осознания себя и необходимости постоянной работы над собой, выработка
рефлексов своего поведения.
Классным руководителям необходимо организовать изучение особенностей психологии
личности каждого учащегося, чтобы в дальнейшем дать ученику ключ, к пониманию
его поведения. Школьная психологическая служба обеспечивает систему консультаций
как для учащихся, классных руководителей, так и для родителей школьников.
Школьная психологическая служба проводит диагностику эмоционально-волевой
сферы учащихся, а так же их профессиональную направленность. Диагностируется
состояние всех классных коллективов, педагогического коллектива школы.
Управляющая система
школы
Переход школы в режим школытребует появление новых структурных
элементов в управлении. Всегда значимая в школе методическая работа резко
увеличилась в объеме в связи с необходимостью разработки и внедрения нового
содержания образования и новых технологий. Возникший новый орган - научно-методический
совет, в состав которого вошли наиболее компетентные учителя школы,
разработчики новых технологий, стал необходимым звеном управления, без
которого администрация школы не могла грамотно руководить экспериментальной
работой в различных направлениях. На качественно новую ступень вышла работа
методических объединений школы, к традиционной методической работе прибавился
огромный пласт научно-экспериментально и деятельности, результатом которой
стали разработки программ, подготовка и публикация методических пособий.
Итак, к традиционным для школы элементам управления педагогическому совету,
администрации, учителям, классным руководителям прибавились новые элементы
— НМС (научно-методический совет) и МО — кафедры.
Преобразования затрагивают четыре крупных блока жизнедеятельности школы:
. Структура школы >
Содержание образования в школе —> содержание образования в школе
Организация УВП в школе —> организация УВП в гимназии
Организация управления в школе —> организация управления в школе. Отсюда направления преобразований будут опираться на блоки:
формирование структуры
школе;
формирование содержания
образования в школе;
совершенствование организации
УВП вшколе;
совершенствование организации
управления в школе
Задачи, вытекающие
из направления «формирование структуры школы»
Организационные
задачи
Продолжить дифференциацию
учащихся основной школы с учетом обучения в математических, гуманитарных
и общеобразовательных классах. Продолжить осуществление отбора в 5-е
классы гимназии. В 1-е классы вести набор с учетом подготовительного
к гимназическому образованию.
Кадровые
задачи
Продолжить подготовку
кадров для работы в профильных классах, для чего:
довести профессиональный
уровень педагогов до следующих показателей: Высшая кв. категория-35%
Первая кв.категория - 35% Вторая кв. категория - 25%
по уровню освоения
содержания и методики: Выше оптимального уровня — 35% Достигнут
оптимальный уровень - 50% Необходима дальнейшая работа по освоению
содержания и методики - 15%. Усилить методическую работу с учителями
по отработке и отслеживанию результатов по базисному государственному
стандарту в общеобразовательных классах
Научно
- методические задачи
Отработать учебные планы
и программы профильных классов с учетом разработки будущего базисного
учебного плана.
Отработать программы факультативов и курсов для осуществления развивающего
образования в школе.
Усилить методическую работу с учителями по отработке и отслеживанию
результатов по базисному государственному стандарту и ЕГЭ в общеобразовательных
и профильных классах
Материально
- технические задачи
Обеспечить
выполнение мероприятий по ремонту школы . Обеспечить новой мебелью 8 кабинетов школы
Мотивационные
задачи
Усилить работу по разъяснению
ученикам, родителям и учителям значения выделения в структуре школы
профильных классов
Задачи, вытекающие
из направления «формирование содержания образования в школе»
Организационные
задачи
Продолжить отработку
развития математической, гуманитарной и естественно-научно и составляющих
профильных классов. Продолжить изучение иностранного
языка с первого класса, второго языка с пятого класса по выбору учащихся,
а также экономики в основной школе.
Кадровые
задачи
Подготовить кадры для
преподавания новых предметов.
Научно
- методические задачи
Усилить методическую и
дидактическую подготовку учителей. Начать работу по подготовке нового
школьного учебного плана Продолжить отработку сквозных программ
по всем составляющим гимназического образования.
Материально
- технические задачи
Приобрести лабораторно-техническое
оборудование для кабинетов физики и биологии. Заменить на половину
парк устаревших ЭВМ. Организовать пополнение фонда учебников,
художественной и научно-популярной литературы школьной библиотеки
и библиотек кабинетов.
Мотивационные
задачи
Усилить работу по мотивации
учителей к разработке нового содержания и новых технологий образования.
Продолжить стимулирование экспериментальной и результативной деятельности
учителей Продолжить разъяснительную работу среди родителей по новому
содержанию образования.
Задачи, вытекающие
из направления « Совершенствование организации УВП в школе»
Организационные
задачи
Подготовить условия для
работы по новому учебному плану и расписанию. Подготовить условия
для реализации индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися.
Подготовить условия для работы факультативов и развивающих курсов.
Подготовит условия для реализации научно- исследовательской работы
учащихся и учителей. Подготовить условия для взаимосвязи учебной и
внеурочной работы.
Кадровые
задачи
Подготовить кадры для
ведения развивающих часов и курсов.
Подготовить кадры для ведения научно- исследовательской работы учащихся
.
Научно
- методические задачи
Усовершенствовать поурочные
планы в связи с переходом на профильное обучение. Разработать программы
развивающих часов и курсов, углубленного изучения отдельных предметов
по различным профилям. .
Материально
- технические задачи
Дополнить
оснащение кабинетов оборудованием, необходимым для проведения развивающих
часов.
Мотивационные
задачи
Усилить работу по пропаганде среди учащихся и родителей необходимости
использования развивающих курсов, необходимости научно- исследовательской
работы. Усилить рекламу интересных внеурочных дел.
Задачи, вытекающие
из направления « совершенствование организации управления школой»
Организационные
задачи
Отработать
новый функционал управления в условиях школы. Организовать систему
управления ученическим коллективом в новых условиях.
Кадровые
задачи
Подготовить
кадры заведующих кафедрами и психологов
Научно
- методические задачи
Усилить работу
с заместителями директора и заведующими кафедрами по основам организации
управления в школы. Разработать информационную систему школы.
Перевести весь архив школы и учет информации в электронную форму.
Материально
- технические задачи
Обеспечить
управление школой компьютерной техникой.
Мотивационные
задачи
Усилить
разъяснительную работу на всех звеньях управления о необходимости
перехода управления школой на научные основы.